СМИ

Что может стать главной трудностью госзакупок для новых регионов РФ в 2024 году

На данный момент законодательно установлен переходный период, целью которого является адаптация новых субъектов РФ к правилам осуществления госзакупок с 2024 года.

Вполне вероятно, что после завершения данного переходного периода новым субъектам придется полностью перейти на систему госзакупок, предусмотренную законодательством РФ.

Мария Изварина, основатель и генеральный директор Тендерного агентства "Концепт", делится своим мнением о возможных перспективах и трудностях, с которыми могут столкнуться правоприменители в данной сфере.

Законодательство "о госзакупках" в Российской Федерации сформировалось в нынешнем виде, по меркам других стран, относительно недавно. Несмотря на это, сам Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) довольно объемен, а количество нормативных правовых актов, принятых в его развитие и регулирующих данные отношения, исчисляется десятками. Кроме того, существенную роль в применении законодательства в данной сфере играет административная практика Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) и ее территориальных органов, а также судебная практика. При этом, ни практику ФАС России, ни судебную практику, к сожалению, пока нельзя назвать однообразной даже по ключевым вопросам, не говоря уже о частностях процедурных вопросов закупок.

Таким образом, назвать законодательство в данной сфере простым для изучения или работы по нему было бы некорректным. Я и моя команда работаем с закупками уже почти 15 лет, и, по-прежнему, на еженедельной основе актуализируем свои знания, следим за законодательством и анализируем практику, чтобы быть в курсе изменений и тенденций. Поэтому, мы очень хорошо представляем, с каким объемом работы придется столкнуться специалистам в области закупок в новых субъектах РФ для того, чтобы стать частью контрактной системы Российской Федерации.

Переходный период

Напомню, что осенью 2022 года Президентом Российской Федерации были подписаны федеральные конституционные законы о вхождении в состав Российской Федерации четырех новых субъектов: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область (далее - новые субъекты РФ, новые регионы).

Данные законы предусматривают для новых субъектов РФ переходный период до 1 января 2026 года, в течение которого урегулируются вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, и систему органов государственной власти Российской Федерации.

При этом, согласно нормам данных законов, по общем правилу, за исключением отдельных положений, уже с 1 января 2023 года на территории новых регионов РФ применяется Закон о контрактной системе.

Постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2559 установлено, что в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в период действия военного положения заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, установлено, что заказчики, осуществляющие в 2023 году закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд новых регионов РФ вправе не руководствоваться положениями Закона о контрактной системе о:

- нормировании в сфере закупок;

- общественном обсуждении закупок;

- участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках;

- дополнительных требованиях, установленных к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (предквалификация);

- наличии у работников контрактной службы, контрактного управляющего высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок и включении в состав закупочных комиссий преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Таким образом, фактически, Закон о контрактной системе в полном объеме начнет действовать в новых регионах РФ с 2024 года.

Необходимо отметить, что вышеуказанные положения Закона о контрактной системе действительно являются одними из самых трудоемких для исполнения Заказчиками, а нормы об отсрочке их применения более чем логичны и обоснованы.

Закупки в новых регионах РФ сейчас

На данный момент о проводимых закупках в новых субъектах РФ известно довольно немного. Большинство закупок осуществляются без применения конкурентных способов, то есть путем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). К числу наиболее распространенных объектов закупок относятся: подача тепловой энергии, газа, поставка продуктов питания, вывоз отходов, охрана, уборка территории.

По данным на апрель 2023 года уже начинают появляться первые исполненные контракты. Так, в начале апреля Крымский оператор связи "МИРАНДА-МЕДИА" успешно завершил исполнение одного из первых госконтрактов. Он был заключен со Службой по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Херсонской области на сумму 2 835 270 рублей и подразумевал поставку средств криптографической защиты информации.

Перспективы и возможные трудности

Я вполне допускаю, что действующий переходный период может быть продлен, однако, и исключать того, что новым субъектам все же придется полностью перейти на систему госзакупок, предусмотренную законодательством РФ, с 2024 года - также нельзя.

Вызывает обеспокоенность тот факт, что в случае, если все нормы Закона о контрактной системе начнут действовать в новых субъектах РФ с 2024, сотрудники Заказчиков просто физически будут не готовы к их соблюдению, так как, конечно же, в 2023 году у Заказчиков в новых регионах РФ есть куда более важные задачи, например, социально-экономического характера, чем повышение квалификации в области закупок или подготовка к применению Закона о контрактной системе в полной мере с 2024 года.

Очевидно, что переход на полное соблюдение норм Закона о контрактной системе потребует продолжительных процедур по обучению специалистов Заказчиков и членов закупочных комиссией, утверждению нормативов по нормированию закупок, и многих других мер.

В первую очередь, на мой взгляд, наиболее трудоемким будет именно подготовка профессиональных кадров для работников Заказчиков в новых регионах РФ: сотрудников контрактной службы, контрактных управляющих, членов закупочных комиссий.

Это связано с тем, что, например, если говорить о курсах повышения квалификации в области закупок, которые будут необходимы таким специалистам, то длительность таких курсов составляет от 108 до 832 академических часов. При этом, такого рода курсы, даже большой длительности, носят ознакомительный характер, дают чисто теоретические знания и служат скорее формальной процедурой для сотрудников Заказчика в связи с необходимость получения ими удостоверения о повышении квалификации для работы в закупках.

Могу с уверенность сказать, что лучшим способом подготовки хорошего "закупщика" является схема, при которой обучаемый после изучения теоретической части законодательства начинает работать под руководством более опытного специалиста, на практике применяя полученные знания.

На мой взгляд, на территории нашей страны до сих пор ощущается острая нехватка сильных специалистов в области закупок, не говоря уже о специалистах, способных не только качественно выполнять свои служебные обязанности, но и обучать других. Это связано с тем, что всех "закупщиков" можно условно разделить на несколько групп:

•работающие у Заказчиков: сотрудники контрактных служб, контрактные управляющие, члены закупочных комиссий;

•тендер-менеджеры, работающие у участников закупок (подрядчиков, поставщиков, исполнителей);

•эксперты и компании, занимающиеся обучением закупкам;

•компании, оказывающие консалтинговые услуги, например, услуги специализированной организации.

Первые две группы иногда страдают от несколько однобокого восприятия Закона о контрактной системе, так как сталкиваются преимущественно с вопросами, касающимися одной стороны закупок: либо их проведения, либо участия в них. В данных группах действительно хорошими знаниями обладают только те закупщики, кто-либо уже успел поработать и у Заказчика, и у участника закупки, либо те, кто имеет действительно солидный опыт работы в данной сфере, превышающий 10 лет.

Что касается специалистов, занимающимся обучением закупкам, с ними связана другая проблема. Данное направление, к сожалению, стало довольно модным в последние годы у представителей инфобизнеса, продающих различные курсы, обещающие баснословные заработки на закупках или обучение с нуля за считанные дни. Такие "специалисты" зачастую не имеют опыта работы в закупках вообще или имеют крайне незначительный опыт, в связи с чем их знания носят сугубо теоретический характер, да и уровень таких знаний оставляет желать лучшего.

Внешний юридический консалтинг, или как модно сейчас говорить "рульфы" (от англ. "Russian Law Firm" - RLF), к представителям которых относится и наша компания, разумеется, тоже бывает очень разным. Мы каждый год встречаем новые компании, которые декларируют, что являются "специалистами №1 в госзакупках с многолетним опытом", а через год прекращают свою деятельность. Вместо них появляются новые. Кроме того, как я уже писала, хорошие юристы в области закупок всегда и везде на вес золота.

Таким образом, главными вопросами сейчас являются кто и когда будет заниматься подготовкой компетентных кадров для закупок в новых регионах РФ, откуда будут поступать данные кадры, и как будет осуществляться поддержка таких специалистов на местах более опытными закупщиками. И если эта работа будет организована недостаточно хорошо или недостаточно своевременно, то попытка перевести новые субъекты РФ на контрактную систему с 2024 года может вызвать затруднения.

Я, в свою очередь, направила обращение на имя Президента Российской Федерации с предложением своей помощи в развитии закупок в новых регионах РФ и была приглашена на встречу в Администрацию Президента РФ. Сформулированные мной предложения по развитию закупок в новых регионах РФ были озвучены на встрече в Администрации Президента РФ. Надеюсь, что многих из указанных мной в данной статье трудностей, все же удастся избежать.